Образование

Реализуемые образовательные программы

Государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится
Язык обучения

Русский

Программы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии

В ДОУ не используются 

Основная общеобразовательная программа –образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 54 «Рябинка» города Димитровграда Ульяновской области»  (далее-Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384;в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее –ФГОСДО)ифедеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).

Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
  • Федеральный закон от 29декабря2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
  • Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №   999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
  • федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержденаприказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);

Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.

Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:

  • рабочая программа воспитания,
  • режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
  • календарный план воспитательной работы.
Описание образовательной программы

Адаптированные образовательные программы

Государственная аккредитация образовательных программ дошкольного образования не проводится
Язык обучения

Русский

Программы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии

В ДОУ не используются

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 54 «Рябинка» города Димитровграда Ульяновской области»(далее – АОП) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г.;

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно–эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

– с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно–методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 N 2/15);

– на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена под руководством – Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др., 2021 год.

МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 54 «Рябинка» города Димитровграда Ульяновской области» обеспечивает воспитание, обучение, развитие и коррекцию речи детей от 5 до 7 лет. В ДОУ наряду с 12-ю общеразвивающими группами функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее — ТНР), количество воспитанников в группах постоянно изменяется в связи с ежегодным набором детей:

старший возраст (от 5 до 6 лет) — 1 группа; от 6 до 7 лет — 1 группа.

Цель АОП — построение системы коррекционной работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.

Задачи:

—        овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;

—        охрана и укрепление физического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

—        формирование оптимистического отношения детей к окружающему миру, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов ДОУ, а также при участии родителей в реализации программных требований.

Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ТНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей АООП, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в концепции дошкольного воспитания.

Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на следующих принципах:

—онтогенетический принцип (учет закономерностей развития детской речи в норме);

—принцип индивидуализации (учет возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка);

—принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

—принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

—принцип интеграции усилий специалистов и семей воспитанников;

—принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

—принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

—        принцип постепенности подачи учебного материала;

—        принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

В программе взаимодействие специалистов и родителей отражено в блоках «Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей», «Интегрированные занятия в системе работы в логопедической группе», «Взаимодействие с семьями воспитанников», а также в совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Основные направления образовательной области «Речевое развитие»: развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза); развитие связной речи, формирование коммуникативных навыков, обучение элементам грамоты.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как об общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Основные направления образовательной области «Познавательное развитие»: сенсорное развитие, развитие психических функций, формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность, развитие математических представлений.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

Основные направления образовательной области«Социально-коммуникативное развитие»: формирование общепринятых норм поведения, формирование гендерных и гражданских чувств, развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры), совместная трудовая деятельность, формирование основ безопасности в быту, в социуме, в природе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Основные направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: восприятие художественной литературы, конструктивно-модельная деятельность, изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка), музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

Работу в образовательной области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели и инструктор по физической культуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.

Основные направления образовательной области «Физическое развитие»: физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры), овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Главной идеей АООП является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.

Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Они даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе свершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО и «Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой относятся следующие социально нормативные характеристики возмож­ных достижений ребенка.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать сти­хи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной кар­тинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радовать­ся успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, ста­рается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Одним из важных принципов технологии реализации АООП является организация сотрудничества с родителями (законными представителями) дошкольников. Взаимодействие с родителями (законными представителями) является не только требованием современного законодательства, но и условием повышения эффективности образовательной деятельности.

В каждом возрастном периоде взаимодействие с родителями (законными представителями) имеет свои особенности и решает определенные образовательные задачи, благодаря которым обеспечивается сотрудничество в вопросах образования подрастающего поколения, проявляется единство образовательных требований. Задачи взаимодействия с семьями воспитанников решаются в формах представленных в четырех основных направлениях: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, педагогическое образование, совместная деятельность. 

Численность обучающихся и языки образования

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie